По результатам международных исследований PISA (2020 г.) Россия занимает 27 место по развитию математической грамотности школьников и 36 место по развитию естественнонаучной грамотности. Навыки моделирования и конструирования остаются у российских школьников на низком уровне.
Назрел вопрос о целесообразности знакомства школьников с тенденциями развития электротехники, радиоэлектроники, микроэлектроники и их применением. Это поможет ученикам понять простейшие связи природных и физических явлений с техническими решениями, развивать математическую грамотность, научно-техническую модель мышления.
Учащиеся 5А класса, под руководством учителя технологии Александра Васильевича Третьякова, в «Точка Роста» Озерской средней школы им. Д. Тарасова, работали с электронным конструктором. Преимущества конструктора состоят в его многовариативности, нескольких уровнях сложности. Данный электронный конструктор представляет собой набор электронных блоков и соединений, позволяющих конструировать электронные цепи без пайки. Простой в обращении, для удобства пользования все детали конструктора отличаются цветом, пронумерованы и легко узнаваемы на схемах. Сборка схемы осуществляется на монтажной плате при помощи «паяных» кнопок.
Перед началом урока, все учащиеся были ознакомлены с техникой безопасности при работе с электронным конструктором. Ребятам было выдано техническое задание «фонарик с лампочкой», необходимо было собрать схему, которая была показана на рисунке. При замыкании -выключатель (ON), лампочка должна была загореться. При замыкании (OFF) выключателя лампочка должна погаснуть. Практическое применение данного задания заключалось в том, что по такой схеме работает простой фонарик, который состоит из батареек, лампочки, выключателя.
Практическая значимость занятий с электронным конструкторами очевидна: это интересно; нестандартно; развивается мелкая моторика; закладывается интерес к математике и точным наукам; стимулируется развитие логики и самостоятельности; активируется речь и углубляются социальные навыки.
Ребята были увлечены выполнением своего задания, в ходе урока взаимодействовали между собой, вместе искали решение проблемы. Александр Васильевич Третьяков, разработал для школьников еще много технических заданий, например «управляемая кнопкой лампочка», «вентилятор» и другие
Урок очень понравился учащимся, в дальнейшем продолжат работу на электронном конструкторе.