СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

[ Увеличить+ ] /[ Уменьшить- ]

18180108«Не учить, не лечить, не судить»
(один из постулатов медиатора)

В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе  создана служба примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых  (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

— разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

— дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

— снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

 

Правовая основа организации служб школьной медиации

в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской    Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

ФАКТЫ

 

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»

 Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод «Школьная медиация» — это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

Формы работы Школьной службы примирения:

  1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.

 2. Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.

 1. Медиация(программы примирения, программы по заглаживанию вреда). Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор — нейтральный посредник, ведущий встречи, — который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится. Но в этом случае могут быть проведены другие программы, помогающие удовлетворить потребности согласившейся стороны и восстановить ее жизненную ситуацию, нарушенную конфликтом. Важнейшим принципом медиации является конфиденциальность. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Если администрации школы необходим отчет о проведенной программе, ведущий вместе с участниками договаривается о его содержании.

 

2. «Круги». «Круг» – одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты – взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки — участники Службы примирения, так и куратор Службы.

№ 109 Положение о школьной службе медиации

Причины конфликтов

Конфликты в школе

 ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ: методы, исследования, процедуры.

Сборник материалов

 О школьных конфликтах. Традиционные способы их решения.

Восстановительная медиация как эффективный метод решения конфликтов.

Презентация

Obmen_opytom.jpg Презентация: — преимущества школьной службы примирения; — принципы восстановительного подхода;

 — формы работы ШСП;

 — этапы создания ШСП;

— прогнозируемые результаты.

 Служба школьной медиации(презентация)

Основная информация о школьной службе медиации

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях можно скачать по этой ссылке.

Документ «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» расположен по этой ссылке.

Стандарты восстановительной медиации расположены по этой ссылке.

Шамликашвили Ц.президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. Документ «Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей расположен по этой ссылке.

Книгу «Школьные службы примирения» можно скачать по этой ссылке.

Центр медиации и права (www.mediacia.com) — здесь

NEW! Материалы Московской школы конфликтологии можно скачать по этой ссылке.

 

КНИГИ СКАЧАТЬ:

ДОКУМЕНТЫ СКАЧАТЬ:

 

ПЛАН СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ (ШСП)

 

Содержание деятельности

(может реализовываться одновременно)

Исполнители

Сроки

1

Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения
Директор  август 2015
 Согласование с администрацией школы  и включение в должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы    август 2015

2

Подписание приказа о создании службы.Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации Директор, куратор  август 2015
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов  к конфликтам) Куратор  ежемесячно

3

Отбор  школьников на участие в базовом семинаре.Проведение базового семинара для кураторовОбучение медиаторов-ровесников (можно совместно с кураторами ШСП). Куратор  сентябрь 2015

4

Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения Куратор  сентябрь 2015

5

Обсуждение  и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу Куратор  сентябрь 2015
6 Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки  педагогического коллектива (классных руководителей) Куратор  сентябрь 2015
Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки родителей Куратор  сентябрь 2015
Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки  учеников Куратор, подростки  сентябрь 2015
Выпуск информационного стендаплаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы Куратор, подростки  август 2015

7

Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах. Директор, зам по УВР, куратор  август 2015
Доработка и принятие   документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы  (примирительный договоржурнал регистрациирегистрационная карточка  и пр.) Директор, зам по УВР, куратор  сентябрь 2015

8

Работа службы по разрешению поступающих  конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора и Стандартами восстановительной медиации.  Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме. Куратор и школьники-медиаторы  постоянно

9

Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ  стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.  Куратор и школьники-медиаторы  раз в квартал

10

Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу Куратор   раз в квартал

11

Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов  и способов реагирования на конфликты в школе.  Итоговая оценка эффективности деятельности  Школьной службы примирения Куратор  май ежегодно

12

Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию. Куратор  август-ноябрь 2015
Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени     август-ноябрь 2015
Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества»    август-ноябрь 2015
Связь с ассоциацией медиаторов  (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов) Куратор, медиаторы  август-ноябрь 2015

13

Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия Куратор, медиаторы  август-ноябрь 2015

14

Прохождение тренинга для тренеров    август-ноябрь 2015

15

Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной  коммуникации  и  восстановительным практикам Куратор, медиаторы
Перевод темы для WordPress - Wordpressstyle.Ru