Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами полиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.
Функциональные обязанности социального педагога
- Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: в школе, в семье, по месту жительства и т.д.
- Участвует в создании и реализации региональных социально-педагогических программ.
- Защищает права и интересы детей и молодежи.
- Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях.
- Ведет работу с семьями социального риска.
- Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся в экспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки.
- Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства и наркомании.
- Пропагандирует и содействует внедрению среди детей и молодёжи, их семей здорового образа жизни.
- Содействует становлению и развитию у детей и молодёжи общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе, правил потребности в самовоспитании и самоконтроле.
- Оказывает помощь детям и молодёжи в организации различных видов социально- значимой деятельности свободного времени, трудоустройстве, оздоровлении.
- Оказывает консультативную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям и молодёжи.
- Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями.
- Повышает профессиональную компетентность и мастерство.
Основные принципы деятельности социального педагога
- Принцип взаимодействия
- Принцип личностно-ориентированного подхода
- Принцип позитивного восприятия и принятия личности
- Принцип конфиденциальности
Функции социального педагога
- Аналитико-диагностическая
- Прогностическая
- Организационно-коммуникативная
- Коррекционная
- Социально-профилактическая и реабилитационная
- Координационно-организационную
- Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся
- Охранно-защитную
- Психотерапевтическую
- Посредническую
- Самообразование
Цель деятельности социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, духовно-нравственного, социального, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основные направления в деятельности социального педагога
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
- Социально-педагогическая защита прав ребенка
- Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося
- Социально-педагогическое консультирование
- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
- Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
- Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков
- Организационно-методическая деятельность
Профилактика буллинга:
Руководство для подростков
Руководство для родителей
Руководство для школьной администрации, учителей и психологов