В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий. (  Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.

Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ

     В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). 
  Для реализации адаптированных программ приобретены  специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, возможно при необходимости  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
   Для всех детей с ОВЗ организовано проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
   Для обучающихся с ОВЗ по зрению  школой обеспечена адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению, выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;доступ учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося.При планировке ученических мест расстояние между рядами столов составляет не менее 0,6 м; между столами в ряду — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов — не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м; площадь ученического стола — не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы; площадь зоны на 1 учащегося с нарушением зрения — более 3 кв. м.
  Для учащихся с ОВЗ по слуху школа имеет возможность дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров ), установить  надлежащие звуковые средства воспроизведения информации; установить   ученические места для учащихся с нарушением слуха расстояние между рядами столов — не менее 0,6 м; между столами в ряду — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов — не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м. Школа имеет ученические столы  не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения тифлосредств с предоставлением  площади зоны на 1 учащегося с недостатками слуха в учебных кабинетах  не менее 2,5 кв. м.
  Для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,  обеспечены условия для беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях:
— наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
— наличие специальных кресел и других приспособлений;
— минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равный 1,8 x 1,8 м;
— ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, — не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода — не менее 1,4 м;
— площадь зоны на 1 учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата в учебных кабинетах следует принимать более 3 кв. м;
— подъемник  для учащихся-инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле;
— в актовом  зале  предусмотрены места для инвалидов на креслах-колясках , а также их доступность на  сцену.
   В настоящее время в школе обучаются 13 детей-инвалидов, 6 обучающихся с умственной отсталостью, 47 обучающихся с задержкой психического развития. Организовано совместное их обучение с остальными учащимися . Создано 4 класса интегрированного обучения, где количесвто детей с ОВЗ насчитывает 5 и более человек. Два ребенка обучаются на дому.
  Всем детям с ОВЗ организуется специальное сопровождение педагога-психолога и социального педагога, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития .
    Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ:
— проводится в форме ГВЭ  (государственный выпускной экзамен);
— продолжительность экзамена для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью;
— для проведения итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов кабинет для сдачи экзамена оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Обеспечена возможность беспрепятственного доступа обучающихся в кабинет, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, подъемника);
— при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
— обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.
 Итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в форме ЕГЭ , продолжительность которого увеличивается на 1,5 часа с учитом состояние здоровья, особенностей  психофизического развития обучающихся с ОВЗ. Обеспечена возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, подъемника и других приспособлений).
  Для обучающихся с ОВЗ организовано питание в соответствии с особенностями здоровья. Так, на сегодняшний день три ребенка получают бесплатное  диетическое питание в соответствии с заявлениями родителей.
  Все учащиеся с ОВЗ имеют доступ к дистанционным образовательным ресурсам школы и имеют возможность обучаться дистанционно, находясь на лечении или оздоровлении в специализированных организациях.

Все учащиеся  с ОВЗ 5-9 классов имеют индивидуальный доступ к образовательному ресурсу «01 математика онлайн»
Паспорт доступности для инвалидов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Сведения об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Программа «Доступная среда»

Поделиться этой страницей